ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ «ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ» — из архивов (2008 г.)  

КОЛОНКА РЕДАКТОРА 

 У меня есть все, что я хочу. У меня будет все, что я захочу. У меня нет того, что я хочу. А знаем ли мы, чего хотим? Простой и сложный вопрос. На первый взгляд, конечно, знаем. А если подойти к ответу на этот вопрос с известной позиции: мы всегда обязательно добиваемся того, чего хотим на самом деле, то каковы же наши реальные желания? Получается, что у нас все уже есть. Отчего же оно нам не всегда нравится? 

 

Желаем, дорогой читатель, чтобы сегодняшний номер помог вам научиться распознавать свои реальные желания и определять то, что мешает их распознавать. 

 Главный редактор Наталья Волохина. 

ХОЧУ… 

 «Чувство неудовлетворенности, подавленности, неустроенности появляется у людей, когда они не знают, чего хотят. У них есть ощущение, что они одновременно и желают, и не желают чего-либо» 

 

Как правило, они не знают на чем остановить свой выбор, как решить, что для них более выгодно (речь идет не только о банальном уравнении «издержки — дивидедты», но не причинят ли они вреда тем самым другим людям, смогут ли после этого жить в ладах со своей совестью и т.д.). Бывает, что безупречно теоретически подготовленные люди (благо, что специальной литературы сейчас много) во время реально поставленной задачи на определение желаний, постановку цели, востребованное действие, абсолютно не справляются с ситуацией. На уровне лексики все идет как надо, а вот «речь тела» и то, что за словами, находится в кричащем противоречии с выраженным вслух. Почему?

 Потому что хоть они и старались изо всех сил приобрести необходимые навыки, однако эти самые умения были им как бы «не по нутру». Короче говоря, им и хотелось, и не хотелось владеть ими. В данном случае следовало бы сначала уяснить для себя, желаю ли я действовать таким образом, согласен ли изменить свои прежние способы, чтобы руководствоваться новыми, или же останусь «при своем». 

 Такой человек может удовлетвориться, скажем, тем, что техники самоутверждения противоречат его представлениям о познании мира. Одним словом, у него другой путь. И это вовсе не означает, что результаты его будут мене успешны. К одним и тем же целям можно прийти разными путями и с разных исходных позиций. Главное – уметь распознать, где мы в данный момент находимся и какой из путей «наш». 

 Еще одно немаловажное замечание. Когда вы стремитесь уяснить, чего собственно хотите достичь, ваш внутренний диалог с собой не должен носить «плановый» характер по типу заседаний госкомиссий по планированию. Жизнь – не то, что будет, а то, что есть. Действительно, строить далеко идущие планы – занятие неблагодарное. Почему? Потому что, во-первых, существует опасность того, что это окажутся не планы, а нереальные, несбыточные мечты; во-вторых, это будут не ваши собственные и несвойственные вам цели, а результат обработки вышеупомянутых рационализаций типа «с понедельника возьмусь»; в-третьих, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Даже в том случае, если первые две опасности вам не грозят, в определенный момент вы можете понять, что, то, чего вы так желали, скажем, лет пять назад, теперь не имеет для вас никакого значения. Недаром говорится, что человек может обладать всем, чем захочет, но только тогда, когда он больше всего этого желает. 

 Моралисты, намеревающиеся грозно поднять палец или даже поставить на всем этом точку, пусть немного повременят. Само собой разумеется, что человек должен строить планы на перспективу. Это вытекает из иерархии ценностей. Например, для женщины может являться большой ценностью — быть хорошей матерью. 

 Ценность эта (или, если хотите, цель) — моральная, социально приемлемая. Достигается она посредством конкретных шагов. Если такая женщина начнет рассуждать о том, что предпримет, то, разумеется, не станет включать в свои планы того, что вступило бы в противоречие с означенной ценностью. К примеру, ей придется решить поедет ли она в воскресенье вместе с детьми за город или будет шить им теплые куртки, читать сказки и тому подобное. Свою ценность быть хорошей матерью она, разумеется, не сможет наполнить содержанием, если будет разрываться между краткосрочными целями. Стало быть, не станет просиживать на кухне и курить сигарету за сигаретой, «медитируя» по поводу того, что хочет быть лучшей из матерей, в то время, как дети бегают по квартире или где-то возле дома. Так она действительно ничего не добьется. Это кратчайший путь довести себя и детей до невроза или какого-нибудь психосоматического заболевания.

 Наверное, каждый человек в своей жизни время от времени вступает в конфликт с самим собой, когда не в силах сделать выбор. Иногда это происходит по той причине, что оба варианта выглядят заманчиво. Реализовать же можно только один. Вопрос в том, како из вариантов лучше. Другая ситуация: «навар», конечно, неплохой, но ради него придется кое-чем поступиться. Может оказаться и так, что и в том, и в другом случае дело, так сказать, темное, и необходимо решить, какое из двух зол меньше. Но речь не обязательно идет о серьезных вопросах, например, продолжать жить в браке или развестись? Заняться ли очным обучением и посвятить науке все свободное время в течение последующих шести лет, либо отправиться на монтажные работы далеко за море и, стало быть, на год оторвать себя от семейной жизни? Человека отягощают и изматывают даже относительно мелкие проблемы. Например, съездить ли на праздничные долгие выходные за товаром в Грецию или лучше все-таки поехать на любимую дачу, где нужно столько всего успеть сделать перед наступлением весны? Состояние весьма неприятное, внутреннее напряжение нарастает. Решитесь на что-либо – станет легче, но лишь на время. Потом вдруг снова почувствуете неуверенность в том, правильно ли вы рассудили. События раскручиваются по спирали. Чем больше бьетесь над проблемой, тем больше напряжение испытываете. Короче говоря, чувствуете себя беспомощными. В ситуации, когда дело не терпит отлагательств, вы предпринимаете тот или иной шаг, однако впоследствии, где бы ни оказались, только и думаете о том, что следовало бы поступить иначе.

 Когда демон сомнений вдоволь натешиться над вами, вы начинаете отказываться от еды (или переедаете), страдаете бессонницей (или пересыпаете), принимаетесь за наркотики (речь не обязательно идет о гашише или опиуме; это может быть сигарета, транквилизатор, алкоголь), но ничего не помогает. Иногда становится даже хуже, поскольку от всего этого может заболеть голова. Не говоря уже о том, что подобный путь может привести к инфаркту, инсульту, астме, расшевелить камни в желчном пузыре или полчках, вызвать экзему, ревматизм и бог еще что еще. 

 Предвидя такие драматические последствия, можно, конечно, отправиться в ближайшее кафе и там излить душу собутыльнику. С рассудительностью, свойственной завсегдатаям пивных, он посоветует вам плюнуть на все это, пусть, мол, об этом лошадь думает – у нее голова большая. По-поводу этого совета есть два замечания. Первое – позитивное, безо всякой иронии: ваш новый приятель-собутыльник в принципе, дает вам дельный совет. Второе: он не сообщил вам ничего нового. Если бы вы знали, как заставит думать за вас это умное четвероногое, то давно так бы и поступили. 

 А потому, лучше поискать какой-либо другой, более действенный подход к решению вашей проблемы. 


ЛИКБЕЗ ОТ ДУШЕВЕДОВ 

 ДВА МАГИЧЕСКИХ ВОПРОСА, ИЛИ САМОТЕСТ 

 



Прежде чем приступить к этому тесту-упражнению, приготовьте карандаш и бумагу. 

 Первые магические вопросы: 

 — что со мной происходит в данный момент? 

 — какие мысли мелькают в моей голове, о чем я думаю? 

 — чем я занимаюсь? 

 — что чувствую? 

 — как дышу? 

 Если вы настроитесь, расслабитесь, как следует, то ответы будут приходить сами собой. Ни к чему не принуждайте себя. Чем менее настойчивым будет ваше желание узнать о себе что — либо, тем больше у вас шансов достичь позитивного результата. Если на ум не приходит ничего существенного, задержите свое внимание на последнем под-вопросе. 

Ваше дыхание наверняка пока нельзя назвать расслабленным, замедленным и глубоким. Исправьте положение и вновь займитесь вопросами. 

Мысли, приходящие вам в голову, можете либо негромко рассказывать вслух, либо фиксировать на бумаге. Если стремление запечатлеть свои мысли сбивает вас, откажитесь от этого (в дальнейшем ситуация изменится к лучшему). Пока же, видимо, вы боитесь себя и собственного «отражения» больше, чем могли бы это предположить. 

Повторяем, ни к чему себя не принуждайте. 

 Проведя «инвентаризацию» положения дел, задайте второй магический вопрос:— чего я хочу в настоящий момент?Действуйте так же, как и в первом случае. Когда вы уясните, о чем идет речь, хорошо было бы реализовать это на практике. Не знаете, как?Просто поставьте цель – достичь того, чего хотите, запишите свои желания в виде цели. 

 Ваш Душевед. 

ДЕЖУРНЫЙ ПСИХОЛОГ 

 ГДЕ Ж ЕЕ ВЗЯТЬ? 



«Совсем недавно я задумалась, что моя жизнь целиком зависит от каких-то случайных событий, случайных людей. А моя подруга всегда сама знает, чего хочет. Она говорит, что у меня нет никакой цели. Я задумалась, и оказалось, что на самом деле я ничего особенно и не хочу. Где же мне ее взять — цель? Выходит, я всю жизнь буду плыть по течению?» 

Надежда, 23 г. 

— Над этим вопросом задуматься никогда не поздно. А в вашем возрасте еще совсем не поздно.Сегодня наш ответ будет носить практический характер. 

 1) Возьмите карандаш, бумагу и напишите вышеозначенные категории: 

 — работа/карьера 

 — быт/имущество 

 — взаимоотношения 

 — самовыражение в творчестве 

 — свободное время/путешествия 

 — воспитание личности/ самообразование 

 Далее, исходя из теперешней, сложившейся жизненной ситуации, которая, судя по письму, и подтолкнула вас задуматься о наличии цели, напишите под каждой категорией, что вам хотелось бы иметь или улучшить в плане ближайшего будущего. Не размышляйте слишком долго, помечайте каждую мысль, которая представляется вам реально выполнимой. 

 2) На другом листе бумаги охарактеризуйте свой жизненный идеал – опишите абсолютно идеальную ситуацию, какую только можете себе представить. Положитесь на свое воображение, интуицию, и вы действительно пожелаете всего, чего хотите. 

 3)На том же листке напишите, как бы вы хотели изменить мир, будь это в ваших силах. Изобразите некий сказочный мир, в котором ваша сказочная жизнь протекала бы наилучшим образом. 

 4) Снова возьмите чистый лист бумаги и, выбрав из ваших идеальных представлений наиболее содержательное, составьте список из десяти-двадцати наиважнейших жизненных целей, как если бы вы задумали воплотить их незамедлительно (список этих целей вы не только можете, но и должны время от времени изменять и перерабатывать).5) Теперь напишите: «Мои цели на ближайшие пять лет» и составьте список самых важных целей, которых хотели бы достичь в течение данного периода. Пишите только те цели, о которых можете сказать наверняка, чтобы вы хотели их добиться. Ни в коем случае не записывайте тех, в которых сомневаетесь (например, если это диктуется исключительно правилами хорошего тона, этого желают ваши родители, партнеры, дети и т. д. 

 6) Затем напишите: «Мои цели на ближайший год». Не перебарщивайте с количеством, ограничьтесь пятью-шестью наиболее важными. Далее, посмотрите, не противоречат ли данные цели вашим целям на пять лет, то есть, идут ли они в одном русле. Например, если вы планируете заняться коневодством, то в числе ваших целей на год может быть овладение специальной литературой, формирование источников финансирования для покупки земельного участка. 

 7) Аналогичным образом определитесь с целями на ближайшие полгода, на ближайший месяц и, наконец, неделю. 

Будьте реалисткой по отношению к объему и количеству целей, то есть к тому, что на самом деле реально осуществить за обозначенный период времени. Будьте так же достаточно скромны – при формировании краткосрочных целей выбирайте лишь то, чего, по вашему убеждению, вы в силах достичь.Самое важное в этом действии – «отключить» всякую рационалистичность, дабы вместо того чтобы вы действительно желаете, не пойти по конъюнктурному пути типа: к чему я должен стремиться, как порядочный человек или чего от меня ждут другие (родители, учителя, супруг, работодатель). 

 Судя по письму, вы не слишком рациональны и потому, скорее всего, предложенный метод работы над постановкой цели вам подходит.Если же вы почувствуете, что не справляетесь, рады будем помочь. 

 Дежурный психолог.                                                     

ТЕМА 

 ДЕЛО ЗА МАЛЫМ… 

«Итак, все цели определены, дело за малым – осуществить их.С детства нас приучали к тому, что при желании чего-либо добиться следует мобилизовать силу воли, заставить себя и осуществить поставленную цель» 

 

Следовательно, если у меня есть желание выучить иностранный язык, необходимо им заниматься, причем регулярно, систематически, ежедневно. Если же я хочу покрасить в квартире стены, то мне следует купить краску, передвинуть мебель и приняться за работу. Словом, нужно заставить себя (ведь напрягаться лишний раз никому не хочется) и реализовать задуманное. 

 Таков один из возможных вариантов. Если вы на это способны, нет никаких причин в дальнейшем поступать иначе. Так и хочется сказать: «Что ж вы сидите, газету читаете – бегите учить слова. Красить стены!».

 Но не всегда нам удается заставить себя сделать то, чего желаем. Камнем преткновения может служить то обстоятельство, что на самом деле мы не столько хотим, сколько думаем, будто хотим это сделать, или же наше окружение побуждает нас осуществить данный план. А нам хорошо бы, все же, еще раз уяснить, каковы именно наши цели. При этом мы не хотим сказать, что человек не должен удовлетворять желания своих ближних. Если теща попросит выкрасить стены в гостиной вашей общей квартиры, то вы станете рассуждать не о том, хотите вы этим заниматься или нет, а о том, хотите ли вы сохранить добрые взаимоотношения с ней. 

 Народная мудрость гласит: «Гораздо хуже того, когда не хочется, то, когда не можется». На практике, конечно, бывает нелегко провести грань между этими двумя альтернативами. В большинстве случаев мы откладываем дело «на завтра» в какой-то степени по той причине, что не испытываем большого желания его сделать, но главным образом из-за того, что боимся. Боимся, что не справимся с делом, что оно выйдет из-под контроля, что наши благородные намерения и труд не будут оценены по достоинству, что мы попадем в глупое положение, если у нас ничего не выйдет. 

 Недостаток веры в себя в свои способности очень часто служит фоном того, что воспитателями и самим индивидом воспринимается, как леность. В конце концов, проще допустить, будто я лентяй (работа дураков любит), нежели посчитать себя никчемным халтурщиком . Само собой, всегда существует возможность прибегнуть к различным формам рационализаций, найти разного рода отговорки и оправдания в виде абсолютно объективных преград, ловушек и подводных камней, послуживших препятствием в осуществлении наших планов. Одним из наиболее частых аргументов является тот, что человек якобы может заставить себя выполнять какую-либо механическую работу – скажем, вымыть посуду, покрасить стены. Но каким образом заставить себя сделать так, чтобы словарный запас чужого языка или определенная информация уместилась у нас в голове? Это невозможно. Тем долее, если вы так утомлены, что ни на что не хватает сил! А творческая деятельность – нельзя же на самом деле желать, чтобы, к примеру, в семь часов утра человек занял свое рабочее место и написал книгу, спроектировал дворец или экологически безвредный насос для воды. В общем, если мы чувствуем, что у нас нет должного желания, энергии или вдохновения, то откладываем дело на завтра – быть может, ангелы-хранители духа творчества на следующий день прибудут в полном составе. 

 Кроме того, в момент принятия важного решения, можно предаться планированию, которое сторонний наблюдатель наверняка сочтет «полетами наяву». Скажем себе, что так, мол, дела не делаются – сведения должны быть поданы, к примеру, через три недели, то есть по истечении двадцати одного дня. По объему они составят около ста пятидесяти страниц. За чем дело стало- все обоснования готовы, в голове все разложено по полочкам. Надо лишь взять и написать.

 В связи с тем, что наши литературные возможности, отвечают четырем стандартным страницам в час (а о чем еще может идти речь, как не о том, чтобы изложить все это на бумаге?), сто пятьдесят страниц, стало быть, — это примерно сорок часов, что составляет пять рабочих дней. Ну, времени достаточно! С завтрашнего дня начнем. Нынешний же проходит безрезультатно: нас гложет червь сомнения, реален ли наш прогноз (ибо в глубине души мы понимаем, что нет). На другой день поутру выпиваем с коллегой чашечку кофе: а то как же, следует подискутировать о том, о сем, решит насущные проблемы. Затем берем в руки газету, так как вдохновение пока не появилось. Музы взяли выходной что ли? Потом замечаем, что у нас чернила в картридже принтера кончаются. Отправляемся к Начхозу, его нет на месте. Ничего не остается, как взять в кассе денег и идти самому «заправлять» картридж. На улице нас охватывает праведный гнев, ибо там, где еще неделю назад был компьютерный центр, торгуют итальянскими куртками. Мы видим, что задали себе нелегкую задачу. Когда мы справляемся с ней, полдня как не бывало. Пора идти на обед – в конце концов. Не можем же мы работать на голодный желудок. После обеда в коллективе традиционно пьют кофе. По ходу приготовления этого напитка мы с коллегами обмениваемся взглядами насчет непредсказуемости исторического процесса, уготовляющего непредвиденные сюрпризы. Далее мы замечаем, что сегодня, собственно, ничего начинать не стоит, поскольку пока будем раскладывать документацию и вникать в суть дела, рабочий день подойдет к концу. 

 Так может пройти еще несколько дней. Следующий день, например, можно начать с приведения в порядок кассовых счетов, о которых в спешке мы как-то позабыли. Однако червячок сомнения все гложет, где-то в подсознании, чем дальше, тем больше зарождается страх. 

 Некоторые люди до девяноста пяти процентов энергии тратят именно на подготовку к какой-либо работе. Значит так действовать неразумно! А как разумно действовать? 

 Попробуем воспользоваться методом, именуемым «Расписание движения». 

 Название возникло по аналогии с расписанием движения поездов. Как известно, поезда ходят (по крайней мере, должны ходить) согласно установленному расписанию. И движется при этом с одинаковой скоростью, как будучи пустыми, так и набитыми битком. Конечно, железнодорожники заинтересованы в равномерной загрузке составов, но поезда ходят и в тех случаях, когда в них никто не едет. 

 Ваша задача — составить «Расписание движения» (разумеется, на бумаге) на будущую неделю (можно на более длительный срок, но, ввиду непредвиденных обстоятельств, это несколько проблематично). 

 По левому краю поставьте дни недели, а сверху разметьте двадцать четыре деления для каждого часа суток… потом разлинуйте таблицу. Несомненно, следует предусмотреть время для сна. Большинство взрослых знает, сколько времени у них уходит ежедневно на сон и когда это происходит при обычных обстоятельствах. Поэтому в часах, необходимых для сна, проведите сплошную линию и напишите слово «сон». 

 Не следует недооценивать потребность в отдыхе. Не говорите себе, что если обычно вы спите по восемь часов в сутки, то теперь, когда на вас давит бремя работы, нужно ограничиться, скажем, пятью часами. Не выспавшись, как следует, вы уподобитесь пустому поезду, то есть непродуктивно используете дневное время. Лучше приплюсуйте дополнительные часы для сна по сравнению с обычной нормой. 

 Далее отразите свою «техническую» деятельность которой вы занимаетесь ежедневно (ездить на работу, есть, водить детей в детский сад, умываться, делать покупки, готовить и т.п.). Опять же, не скупитесь на время. Если поездка в транспорте на работу обычно занимает у вас тридцать пять минут, но бывает, вы добираетесь и за двадцать пять, то запланируйте сорок пять минут. 

 Но не одними лишь хлопотами и работой жив человек. Речь может идти и о развлечениях. Поступайте так же, как в случае со сном. Не убеждайте себя в том, будто теперь, когда у вас так много работы, развлечениями можно и пожертвовать. Это благое желание, и только. Подумайте, какими из своих интересов вы не хотели бы или не сумели пожертвовать, и отведите на них минимум два часа в день. 

 Уже слышим, как вы говорите, что не можете позволить себе такую роскошь. Не только можете, но и должны. Разумеется, вы сейчас собственными руками плетете для себя бич, однако, обращаться с ним следует, как опытному вознице. А тот никогда не хлещет понапрасну свою кобылу. 

Чем вы будете заниматься в эти два часа, разбив их на два-три отрезка времени в течение дня. – это зависит от личных пристрастий. Можете, к примеру, отвести полчаса на чтение газет; один час, скажем. На прогулку или занятия спортом, прослушивание музыки, вышивание, вязание, коллективные игры – в общем, кому что нравится. Не говорите себе, что весь вечер, весь без остатка. Будете усердно заниматься (исследованиями, английским и т.п.), ведь услышав, как обычно, голос своего господина в 21-00, вы еще раз убедитесь, что без программы «Вестей» не можете прожить и дня. В противном случае, вы потеряете около часа из-за угрызений совести — мол, снова отступили от своего решения, с силой воли, дескать, дела обстоят более чем сомнительно. 

 Чтобы сохранить производительность, следует как-нибудь поощрять себя, не откладывая это в долгий ящик. Перспектива, будто при усердных и систематических занятиях вы через год заговорите по-английски, — журавль в небе. Между тем как человеческая психика ориентирована на синицу в руках. 

 Если все предыдущее отражено вами в «расписании движения», посмотрите, какое количество времени остается. Следует вычесть еще пять часов из общего времени. Это резерв для непредвиденных обстоятельств. Не стройте иллюзий, будто их не окажется. 

 Не забывайте о том, что даже Бог отдыхал один раз в неделю. Если вы не ощущаете себя созданными по его образу и подобию и не стремитесь придерживаться рекомендаций священных книг, то вам не остается ничего другого, как просто поверить, что речь на самом деле идет об очень древнем опыте человечества. Шесть рабочих дней и один день отдыха – это ритм, который можно обнаружить во всех развитых культурах мира. Когда человек стремится повышать производительность непрерывно, усталость в нем накапливается и оказывает негативное влияние на результат. Научитесь отдыхать – сбережете время. 

 Возможно, вас удивляет тот факт, что мы не просим вычеркнуть время, проведенное на работе. Надо сказать, что относительно интеллектуального труда и ряда профессий, связанных с предпринимательством, это проблематично. Как такового рабочего времени объемом 8,5 часов (например, у предпринимателей) либо просто не существует , любо оно спонтанно распространяется на вне-рабочий период (скажем, когда врач вечерами штудирует специальную литературу, он работает или отдыхает?). Поступите следующим образом: в том случае, если все эти хитросплетения вашей профессии неактуальны и не несут (помимо заработка) никакой функциональной нагрузки в реализации ваших целей, вычеркните в «расписании вашего движения» рабочее время. 

 Сроков, отведенных непосредственно для «реализации цели», следует придерживаться строжайшим образом. Речь не о том чтобы вы планировали, сколько всего сделать за данный промежуток времени. Например, ваша цель – выучить язык. Не планируйте, будто во вторник в период с 19-00 до 22-00 вызубрите 27 новых слов, выполните семь грамматических упражнений и прочтете две страницы печатного текста. Это кратчайший путь к провалу. При работе интеллектуальной, (а иногда и механической, скажем, при покраске чего-либо) едва ли можно сказать, сколько времени потребуется до ее завершения. Чем больше вы запланируете, тем сильнее будете нервничать, тем чаще станете проверять, отвечает ли темп вашим прогнозам. Если это не так, ваше беспокойство и внутреннее напряжение будут усиливаться. Собственно говоря, вы своими руками будете создавать стрессовую ситуацию. В действительности же, речь идет о том, чтобы в определенный час заставить себя начать выполнение задуманной работы. Вспомним о нашем поезде. Он должен отправиться с исходного пункта точно по расписанию, независимо от того, едет в нем пять или пятьсот пассажиров. Если этого не происходит, то в лучшем случае возникает обычный беспорядок, хорошо известный всякому. У кого есть нужда пользоваться железнодорожным транспортом. В худшем же случаются железнодорожные катастрофы. 

 Приведенный нами подход позволяет снизить степень беспокойства посредством упорядочения текущих дел, режима дня, рачительного подхода к своей жизни при постановке цели и ее достижении. 

ИЗ АРХИВОВ № 8 от 28 сентября 2006г. Тема номера — «Желание желать». 

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

 ХОТЕТЬ ИЛИ НЕ ХОТЕТЬ? 



Каждый выбирает сам, чего хотеть, чего не хотеть, а от выбора зависит результат, как поётся в популярной песенке – «иметь или не иметь». Вы много раз слышали и читали, что все зависит от наших желаний. Очень грамотные говорят, что нужно сделать посыл во Вселенную – проговорить свое желание. Обученные на мотивационных тренингах, добавляют, что нужно записать свое желание, нарисовать, каждое утро и вечер проговаривать вслух. Все это замечательно и верно, но есть одно «но» — сбывается именно то (и только то), чего вы хотите на самом деле. С реальностью желаний бывает разобраться сложно. Есть один способ проверить настоящие «хотения» или нет. Начните себе рассказывать обстоятельно, в деталях, ЧТО именно вы будете делать, чтобы желание исполнилось. Если появилось чувство сопротивления необходимости действовать, разочарование от предполагаемых проблем, это – не «оно». 

Если же при упоминании трудностей, с которыми придется столкнуться для достижения цели, начинаете проявлять чудеса изобретательности, ощущаете прилив энергии, точно «оно». Хотелось бы, чтобы все было так просто — сказал вслух, чего хочешь, проверил себя по ощущениям и готово. Но тут новые проблемы начинают сыпаться как из рога из обилия: выясняется, что вы абсолютно не умеете прислушиваться к себе, своим чувствам, желаниям, просто своему телу; не доверяете этим самым чувствам и ощущениям, не умеете узнавать, про что они и что они есть на самом деле. Такие вы сложные и противоречивые… 

 Уж лучше просто, как все – повесил на стену картинку самого лучшего автомобиля или надпись аршинными буквами «я самая красивая» и спи спокойно. А там, как повезет, «как карта ляжет» — озвучивает свою жизненную стратегию мой знакомый. Лечь может по-разному. Так что, думайте сами, решайте сами – разбираться с реальностью своих желаний или нет, иметь или не иметь. А наша газета постарается помочь вам в этом нелегком деле. 

 С уважением к вашему выбору, редактор газеты «Дерево желаний» Наталья Волохина.  

 

ТЕМА 

 ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ? 

«…и поняла, что это именно то, чего я хочу и все время хотела, только не понимала. И получалось-то только потому, что я очень этого хотела. И за работу нам платили дорого, тоже только поэтому»

 

Среди моих сотрудников после проведения на тренинге одного упражнения ходила шутка: «Не получается жить? Сейчас будем делать упражнение «Чего ты хочешь?». Текст звучал с угрожающей интонацией. Как и всегда в таких ситуациях, предлагались изощренные варианты «пыток». Упражнение технологически построено довольно жестко (тренинг есть тренинг), но результативность высокая. На самом деле, труднее всего человеку ответить на такой, казалось бы, простой вопрос – чего ты хочешь. Если вы зададите его себе прямо сейчас, то у вас может возникнуть два варианта поведения и достоверности ответов. Первый – вы обстоятельно перечисляете все, что вам, разумному человеку, надо хотеть (здоровья, денег, машину, поездку и т.п.), второй – вы спонтанно, не задумываясь, выдаете ответ из своих реальных ощущений, чувств. Он может быть совершенно неожиданным, но такова «хитрость» человеческой психики – прятать от себя бесполезные или невозможные по меркам ума вещи. И потому, «вынуть» их, сделать осознанными, бывает очень трудно. В нелегкой борьбе с самим собой приходится побеждать человеку, сложные ситуации приходится моделировать тренеру для того, чтобы ответ был реальным, чтобы помочь человеку проговорить самому себе, чего он на самом деле хочет. А если победит «блок», «барьер», побежденный продолжит борьбу с жизнью, преодолевая препятствия, выстроенные из сопротивления, обманчивых целей. Будет стремиться к ней, решать непосильные задачи, прогорая, сгорая дотла, когда цель достигнута, испытывая чувство жгучего разочарования от того, что результат есть, а радости нет. Кто внушил нам, чего можно хотеть, а чего нельзя, что полезно хотеть, а что бессмысленно, какие желания исполнимы, цели достижимы, а какие невозможны? Вопрос риторический. Все: родители, учителя, социум с их негативным опытом. И, кончено, мы сами. Как сказала одна участница тренинга: «Мы инвалиды ограничений ума и свода правил, нам навязанных и нами принятых». 

Свобода желаний, в первую очередь, в их реальности. Недавно, на бесплатной групповой консультации одна женщина сказала: «Я поняла, главное – точно знать, чего хочешь, тогда все обязательно получится». Я слышу эти откровения озарений, осознания не первый раз. Звучат они примерно одинаково: «…я точно знаю, если я на самом деле захочу, у меня обязательно получится; если я сильно чего-нибудь хочу, оно обязательно сбывается; я из детства помню, если даже просто ручку хотела какую-то, мама приносила мне именно такую…». Сила желания работает, моделирует ситуацию «исполнения» осознанно и бессознательно. Если вы чего-нибудь сильно хотите, появятся именно те люди, вещи, деньги (именно сколько нужно, тогда, когда нужно). Вы это сделаете усилием воли, действиями. Всякое желание двигает сила намерения, осознанность цели и приверженность выбору. И тогда важен и прекрасен не только результат, но и процесс его создания, так сказать, «счастье в пути». 

 Учитесь не только хотеть, но и узнавать свои истинные желания. Учитесь находить, «славливать» моменты проявления блоков, барьеров, концепций, привычек, которые мешают узнавать ваши реальные желания. Учитесь в этот трудный момент «дернуть себя за хвост» — остановиться, принять единственно правильное решение, даже если оно подсказано только интуицией, вашим «я». «Я всегда чувствую, как надо поступить, но не всегда именно так делаю, а потом жалею. Не доверяю своей интуиции». То есть, не доверяете своему «я». Возможно от того, что оно еще не осознано, не определено – «кто я и зачем я есть, живу, действую?». 

Когда-нибудь в жизни каждого человека наступает момент, когда нужно впервые ответить на этот вопрос или задать его еще раз, чтобы осознать яснее свой старый ответ или услышать новый. Мы все на свете можем сделать сами, но… только вместе с другими людьми. Если резерв нашего развития на данный момент исчерпан, если нет возможности самому получить реальный ответ на значимый вопрос, нужен помощник. Не бойтесь пойти к учителю, наставнику(которого определяете для себя таковым по сути) или просто к хорошему психологу-практику.Вопрос «Чего ты хочешь» нужно задавать себе всегда. Он поможет выстроить план вашей жизни и сиюминутную ситуацию. Важно задавать его и другим людям. Вы удивитесь, как просто разрешаются надоевшие сложные ситуации, если спросить его прямо «Чего ты хочешь?». Мой пятилетний сын отвечает вполне искренне: «не хочу ужинать и тяну время». Взрослые тоже бывают искренни, если только осознают, чего на самом деле добиваются (от вас или от себя) в данный момент. Если не осознают, этот вопрос ставит их в тупик. Но такой маленький стресс иногда помогает им перестать строить проблему, часто по многолетнему кругу повторений. 

 Чтобы отойти от излишней теоретизированности, приведу несколько примеров из практики. Просто выдержки из своих бесед с клиентами. 

 — Я все время думала, что хочу большой дом, красивую мебель, сад под окнами, машину. Мы с мужем всю жизнь работали, как проклятые, квартиры чужие ремонтировали (а я ведь бухгалтер и, между прочим, хороший), ссорились все время из-за денег. Я думала, вот достроим дом, купим все и будем жить дружно, мирно, уютно, счастливо. Теперь все есть, работать не нужно сутками, а счастья нет. Оказывается, я не этого хотела. А чего?.. Решила своей профессией заняться. Я же мечтала – достроим и буду любимым делом заниматься. Посидела-посидела над чужим годовым отчетом, нет, душа не лежит. Спросила себя, чего же я хочу на самом деле? И вдруг вспомнила, как классно раньше было, когда с заказчиками обсуждали проект ремонта, как потом «пулей летала», старалась, чтобы все получилось, придумывала, рассчитывала, клеила, краску подбирала, как сердце радовалось, когда глаза у клиента светились. И поняла, что это именно то, чего я хочу и все время хотела, только не понимала. И получалось у нас все только потому, что я очень этого хотела, за работу нам платили дорого по тому же. И даже дом наш появился от того, что я занималась тем, чего хотела. Как же я это пропустила?! Думала, это все не «оно», «оно» потом будет. Если бы знать сразу, больше бы радовалась, с мужем меньше ссорилась, счастье свое знала в лицо… 

 — Много лет мы с мамой ссоримся про одно и то же, по одному и тому же сценарию, как в кино надоевшем: 

 — Ты ничего не умеешь, так нельзя воспитывать детей! 

 — Я никогда не буду такой, как ты, не буду делать, как ты говоришь, нам от такого воспитания твоего было только хуже!— Ты меня ни во что не ставишь! 

 Если сократить, получится: делай, как я сказала, не буду, ты меня не любишь. 

Один раз, во время очередной перепалки я неожиданно спросила мать, чего именно она сейчас от меня хочет. Она оторопело замолчала. 

 — Хочешь, я скажу Павлику, все, что ты мне сейчас говорила? 

 — Зачем? Я ему уже сто раз повторила. 

 — Если хочешь знать, мама, ты права, только я все равно не могу и не хочу на Пашку давить все время. Толку от этого нет, а я потом мучаюсь, казню себя. Только хуже выходит. Прости меня, я понимаю, что ты как лучше хочешь, но себя переделать не могу. 

 Мама молчала. Так и разошлись молча, но с тех пор, как только она пыталась начать разговор с обычных нравоучений, сама неожиданно замолкала, как бы споткнувшись, видно, вспоминала мой вопрос. 

 — Я пошла к матери в очередной раз за материальной помощью. Ситуация была сложная и хоть просить мне было горче горькой редьки, попросила. Мать стала выговаривать, что я не умею вести денежные дела, на нее только и надеюсь, использую ее. Я рассердилась: 

 -Что ты меня все учишь? Не хочешь — не давай, а даешь- не выговаривай! Чего ты от меня хочешь? 

 Мама обмякла вся, тихо так сказала: 

 — Да, ничего я от тебя не хочу. Даешь вам даешь, а благодарности никогда не дождешься. 

 Как просто и ясно все стало вдруг. Чего я от нее хотела столько лет? Чтобы она перестала быть назойливой, перестала воспитывать. А правда в том, что она хочет получать благо-дарение за благо-деяние, нужной чувствовать себя, значащей что –то в моей жизни. Я ведь и сама такая. С тех пор, отдавая долг, всегда благодарила: «Как ты меня выручила в такой трудный момент». Детям всегда говорила: «Когда трудно, именно бабушка нас всегда выручает. Она меня так понимает!»— Я постоянно злился на то, что моя невеста, вполне образованная девушка, употребляет просторечные обороты. Хоть она и в шутку говорила, меня это ужасно злило. Я всегда делал ей замечания, читал нотации. Сначала она отшучивалась, потом отмалчивалась, а потом мы начали ссориться. Однажды во время ссоры я задал себе вопрос, а чего собственно я от неё сейчас хочу. Ответ пришел дурацкий – хочу, чтобы она слушалась, делала, как я говорю. Что за черт! Она-то не хочет. Я ведь люблю ее, зачем я её переделываю, навязываю свое мнение, ссорюсь из-за ерунды. С тех пор, как у меня начинает «язык чесаться» её одернуть, я сам себя одергиваю. Мы забыли о ссорах. 

 Не скажу, что этим людям было легко прийти к такому решению, результату, но они благодаря нашей упорной совместной работе, их работе над собой смогли найти правдивый ответ на вопрос: «ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ?» 

Найти ответ 

 Что может предложить семинар-тренинг «Спешите жить» желающим получить свой ответ на вопрос: «Чего ты хочешь?» 

Мы уже рассказывали в предыдущих номерах газеты и на страницах других печатных изданий о семинаре-тренинге «Спешите жить», но интерес к нему большой и вопросы поступают постоянно. 

 

 Семинар является авторской программой психолога Натальи Волохиной. Программа сформировалась и дополняется на протяжении 12 лет. Так называемое «тело семинара» всегда развивается, изменяется в связи с задачами, психологическими особенностями его участников. Но, основные, зарекомендовавшие себя на практике технологии, используются постоянно. 

Стаж семинара, посещаемость говорят о его высокой результативности. Семинар требует от тренера-психолога большого практического опыта, умения мгновенно реагировать на ситуацию, изменять ранее намеченный ход, исходя из текущего процесса, а это возможно при неординарных способностях, высоком интеллекте, навыках психоанализа. Организовывать процесс и управлять им, когда в группе находится иногда до ста человек довольно сложно. Необходимо уметь не только пользоваться имеющимися «заготовками», своевременно менять упражнение, технику, но, если необходимо, моментально создать совершенно новое задание. Уточним, не просто смоделировать ситуацию, как, например, в психодраме, а именно создать ситуативно востребованное упражнение. Одним из импровизированных упражнений стало «Чего ты хочешь?». 

Пытаться описать технологию нет смысла, а результатами его участники делятся на страницах газеты, во время встреч. К тому же такие описания, как правило, искажают суть и форму процесса. Не профессионал в ответ на вопрос: «Что вы делали в тренинге?» — может ответить: «Разговаривали»- и будет прав. Но является ли беседа технологией? Технологию может оценить только специалист, он же может видеть, какие сложные процессы ведет тренер во время «просто беседы». Потому, чтобы вам «Рабинович не напел», спрашивайте своих знакомых о полученном лично ими результате. 

Теперь, о панацее. Повторим известную истину – панацеи не существует. Иногда в семинар приходит человек, прошедший море тренингов, не удовлетворенный их результатом, и разрешает свои проблемы. Дело не в качестве предыдущей работы, а в том, что конкретно ему требовались принципиально другие технологии и он их нашел. Есть еще понятия «накопившегося эффекта» и «отсроченного результата». А кому-то в пред-семинаре мы откровенно говорим, что он не может получить у нас свой желаемый результат. Кто-то не готов или не способен к переменам, кто-то выдает желаемое за действительное (мнимый мотив). Такое случается. Выбор, установки человека не дают ему готовности на данный момент осознать и принять новое, что-то изменить в своих действиях. Тут от компетентности специалиста зависит, сможет ли он на пред-семинаре выявить степень готовности и, возможно, предложить другую форму работы. 

Так что, приходите и на пред-семинаре выясняйте: степень своей готовности, свой предполагаемый результат, хотите вы менять свою жизнь или нет. 

 Психолог Галия Гусейнова, участница семинара-тренинга «Спешите жить». 

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Автор и ведущая Наталья Волохина – психолог, психотерапевт, психофизиолог: 

 «В своем семинаре я не учу, не убеждаю, не заставляю. Я создаю максимум возможностей, чтобы вы сделали лучший для себя выбор, способный изменить вашу жизнь к лучшему».

     Уникальный, опробованный, результативный тренинг от высокопрофессионального психолога практика нужен вам, если вы устали жить во власти неразрешимых проблем. Вы почувствуете свою власть над ними. 

 Результат: 

 — психологическое и физическое здоровье 

 — духовное и интеллектуальное развитие 

 — энергия и работоспособность 

 — молодость, красота, долголетие 

 —  самореализация человека во всех сферах его жизнедеятельности: семейной, сексуальной, профессиональной, социальной, творческой.

Взаимовыгодное партнерство.

Хочу быть честным?Хочу быть лучшим? 

 

У замечательного русского прозаика Владимира Войновича есть повесть «Хочу быть честным». В мотивационных книжицах по практической психологии популярнейший заголовок «Хочу быть лучшим». Что ж, времена меняются, меняются запросы и желания. Хотя, как знать, может он, герой Войновича из «того» времени, абсолютно честно хотел быть лучшим, а новое поколение, тоже честно, лучшим себя пока не считает. Или считает? Хочет считать? Является таковым на самом деле? Слышу-слышу возгласы: «Умничает! Демагогия!».

 Ладно, оставим рассуждения. Нужна же была «завязка» — закон жанра, в школе учили.Поднимем вопрос серьезный. Касается проблемы качественных кадров, причем, «качественных» относится не только к высококвалифицированным специалистам, но и к тем, кто выполняет самую простую работу. Качество состоит не только в умении выполнять порученную работу, а как вы верно уже догадались, в желании и возможности. Никакая не загадка, а закон рынка труда в действии, то, что несколько лет назад была тотальная безработица, теперь назревает дефицит в людях, желающих и умеющих делать самую разнообразную работу. Спросите любого работодателя, какая у него сегодня главная «головная боль», точно услышите в ответ: «Кадры». Даже если у него коллектив сложился, вакансий нет, проблема качественных кадров остается. Два человека только на прошлой неделе делились со мной одной и той же проблемой – руководитель большого транспортного предприятия и директор торгового предприятия. «Мы их обучаем, столько времени, сил, денег вкладываем, а толку мало. Все как в песок утекает. Либо уходят, либо так работают, что сам выгонишь». 

Тут уместно задать вопрос и предпринимателям и их наемным сотрудникам: «Чего ты хочешь?»Отсутствие четкого ответа на этот вопрос обозначило проблему при диагностике управленческих технологий одного крупного предприятия. Выяснилось, что ответа на вопрос, чего хочет от сотрудников руководитель, ни он, ни они не знают. Название подразделения по статусу и функциям предполагает одно, а реально сотрудники выполняют совершенно другую работу. И это в моей практике далеко не первый случай. Несколько лет назад поступил заказ на кадровый аудит от одного молочного комбината. Изначально директор ставила задачу протестировать сотрудников на соответствие занимаемой должности, но при составлении технического задания выяснилось, что круг задач необходимо расширить. Например, на предприятии имелся отдел маркетинга, который на поверку оказался отделом сбыта. Никакими разработками маркетинговых стратегий, технологий, тактиками продвижения товара никто не занимался, а занимался только случайным заключением договоров поставки продукции и даже ценой немыслимых усилий иногда успешно. Будучи раньше отделом сбыта, по-прежнему, как получится, сбывал вполне конкурентную продукцию, тянущую на бренд (что потом и было сделано), еще, вел часть работы по логистике. Хотя на предприятии на тот момент не было отдела логистики, существовала вполне укомплектованная и развитая диспетчерская служба, и желание отдела маркетинга заменять ее приводило к немалым производственным проблемам. Естественно, дело было не в том, что сотрудники не умели или не хотели делать свою работу и даже не в том, что некоторым не хватало профессионального образования и опыта в области маркетинговых технологий, а в том, что им никто такую задачу и не ставил. Собственно их назначение и прямую обязанность – организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации – никто не обозначал. Если эта задача решается, остальное дело других служб. Полная диагностика показала, что такая деформированная модель подмены наблюдается на всем предприятии. Пришлось перестраивать полностью функциональное назначение всех отделов и служб, разрабатывать положение о служебных обязанностях, тестировать сотрудников на соответствие занимаемым должностям, координировать взаимодействие служб между собой.Вот такой фокус. Пришел посмотреть, отчего бородавка на ноге, оказалось… Надо было своевременно начинать заниматься собой (а не народными средствами), как человеку, живущему в режиме реального времени, в реальной ситуации. Если все же бородавки выросли, удалить, узнать, как и отчего выросли и перестать их выращивать. 

Честным с самим собой быть выгодно. Меньше денег, нервов на разборки и прессинг «неумелых» подчиненных уходит. Лучше сегодня лечиться, чем завтра сильно болеть. Исход-то то, он и летальный бывает. Хотя, можно и на инвалидности жить. Но сегодня это все труднее. Купит какой-нибудь ушлый банк заводик – банкрот и сделает из него рентабельное предприятие. Можно сколько угодно сетовать на недостаток оборотных средств, отсутствие госзаказов, несостоятельность кадров, а можно честно задать себе вопрос (как лучшему представителю своего поколения): «Чего ты хочешь?» — и честно на него ответить. Работать как «я сам лучше знаю», привык, как проще или как выгоднее, перспективнее, но труднее, преодолевая барьер привычного действия, амбициозности.А господам и дамам наемным служащим, тоже честно, ответить на тот же вопрос: делать изо всех сил, что велят и получать за это… по шее или все же выяснить, чего на самом деле от них хотят и что можно честно сделать, а чему, как лучшему, лучше научиться. И все непременно сойдется. Как сказал один кадровик: «А вдруг дело вовсе не в том, что они не хотят или не умеют?». Хороший вопрос для начальника отдела кадров. Перспективный сотрудник растет, качественный. 

Может и вам пора задать себе этот вопрос, господа руководители? 

 Право на интеллектуальную собственность принадлежит лично Наталье Волохиной. Все права защищены.©